В защиту туркменского волкодава
Геннадий Нежинский
«Твое собачье дело», №60, 2004
История собаководства неотделима от истории материальной культуры человека и от экономических условии развития общества.
Летоисчисление животноводства ведут от эпохи неолита, когда началось приручение диких зверей.
Первым одомашненным животным была собака (12-15 тыс. лет до н.э.). Она сама добывала себе еду, также кормилась остатками пищи человека. Заметив такие ценные особенности, как способность охранять жилье, отыскивать дичь, собак начали приручать, а потом и одомашнили. Затем были одомашнены коза, овца и т.д. Человек приручал и одомашнивал тех животных, которые обитали в данной местности и лучше, полнее удовлетворяли его потребности в пище или могли быть использованы для работы и охоты.
Древние крупные породы пастушьих собак были широко распространены у кочевых племен Средней Азии, которые были расселены от восточного берега Каспийского моря до северо-западных районов Индии, от степей Приаралья до берегов Индийского океана. В Индии были известные могучие, древние собаки из Гандахры (область). До наших дней сохранилась одна история, когда Александр Македонский получил в подарок от царя Сопейфа огромного кобеля, который должен был на равных сражаться с любым хищником, будь-то лев, тигр или какое-либо другое хищное животное. Далее говорится, что была предпринята попытка, пустить этого грозного кобеля против льва. При виде царя зверей пес даже не сдвинулся с места. Александр Македонский приказал его убить. Узнав об этом индийский царь сделал еще один подарок, при этом сказал, чтобы этого кобеля травили только с очень сильными животными, и если Александр прикажет его убить, то подобных этим гладиаторам у него не осталось.
Позднее в районах, богатых пастбищами (бассейны рек Дона, Днепра, Сырдарьи), появились пастушеские племена, основным занятием которых было разведение животных, с этим временем связано и разведение собак.
Одомашнивание происходило одновременно в нескольких местах земного шара, совпадающих с очагами древней культуры человека.
Большинство основных видов домашних животных имеют средиземноморское или азиатское происхождение. Наиболее древний центр одомашнивания животных – Средняя Азия.
Раскопки в окрестностях Ашгабада дали возможность установить, что в этих районах успешно шло одомашнивание животных многих видов. Центром одомашнивания на территории бывшего СССР является Правобережная Украина, Среднее и Нижнее Поволжье, Закавказье и Сибирь.
В распространении домашних животных в новых районах земного шара важную роль сыграло переселение народов с Востока на Запад. Одновременно с людьми перемещались и домашние животные. Так, народ Азии, переселившийся в Европу за 4-5 тыс. лет до н.э., привели с собой уже одомашненный скот и собак.
Часть народов оседало по пути в Европу на Кавказе, Балканах, в Малой Азии. Здесь домашние животные, а также их охранники-собаки, приспосабливались к новым условиям жизни, скрещивались с местным поголовьем, видоизменялись.
Тысячелетием человек совершенствовал, улучшал хозяйственно-полезные признаки домашних животных, их телосложение, внутренние, биологические особенности. В любой породе собак сконцентрирован труд многих поколений людей. В процессе одомашнивания созданы разные породы собак разных типов телосложения, что связано с направлением их использования. Подмечая отдельные полезные изменения, возникавшие у собак (у особей со стоячими ушами – был лучше слух, с висячими – лучше чутье и обоняние и т.п.), человек отбирал нужных ему животных, усиливая и закрепляя желаемые качества в потомстве. Так появляются законы и методы разведения.
На процесс породообразования огромное влияние оказали и продолжают оказывать социально-экономические факторы.
Ученые утверждают, что примерно к ХХ тысячелетию до н.э. рядом с человеком появляются волкообразные собаки, чему свидетельствуют раскопки в некоторых районах Курской и Черниговской областей и в районе города Красноярска.
В районе Красноярска, также были найдены костные останки СОБАКИ ИНОСТРАНЦЕВА, которые относятся к неолиту – начало 7 тыс. до н.э.
По поводу собаки Иностранцева мнения расходятся, одни считают ее предком крупных пастушьих собак, другие относят к волкообразным.
Останки, близкие по типу к собаке Иностранцева найдены на берегах Амура, в Смоленской и Московской областях, в районе Ладожского озера, в Украине и Казахстане.
Во всех регионах, где занимались животноводством, появились крупные пастушьи собаки, предназначенные для охраны скота, жилища, а также для травли диких зверей. Пара собак могла удерживать на месте крупного кабана, либо другое дикое животное до прихода человека, который добивал жертву. При раскопках дворца Ашшурбанипала (VII век до н.э.) найдены отличные изображения собак, валящих на охоте диких лошадей и ослов. В то же время крупных догообразных собак начали применять в качестве военных. Их злобность, мощь, сила, а также крепкие челюсти противостояли примитивному оружию человека того времени.
Древние племена аланов, состоящие их многочисленных ираноязычных племен сарматского происхождения (известных со II века до н.э.), населяли южные регионы нашей Родины. Среди аланских собак были и сторожевые, и охотничьи, и боевые. Охотничьих аланов называли травильными. Они дали начало целому ряду крупных и сильных собак. Слава об аланских собаках жива в памяти людей и по сей день.
Древний Эпир (Греция) населяли молоссы – одно из наиболее сильных и многочисленных племен. В центре Эпира они образовывали область Молоссию, которая в глубокой древности славилась своими огромными, свирепыми собаками называемыми молосскими. Здесь также существовали и охотничьи собаки. По мнению историков, родиной этих собак была Азия.
Из Греции финикийские торговцы завезли ряд молосских сторожевых собак в Англию, где те удачно размножились и дали начало мастифообразным собакам.
В результате целенаправленной селекции мастиффов, английские разведенцы получили более мелкого, но подвижного бульдога. Мастиффы славились своей непревзойденной отвагой, и способны были в одиночку пойти на любого зверя, будь то медведь, тигр или лев, и драться с ним до конца – победы или смерти. В Англии любых собак, напоминающих мастиффов, называли аланами или алаунтами (волкодавами), они находились на службе у британских мясников, бэндогами – всех сторожевых псов, которых содержали на цепи, а бульдогами – собак-гладиаторов.
Много ценного в разработку основ животноводства внесли славяне-скотоводы. Известно, что в I веке нашей эры славяне уже торговали племенным скотом с Хорезмом. Большое внимание уделялось разведению скота, птицы, а также собак на Руси.
Славяне в это время имели крупных воинственных собак, по всей видимости, предков славных меделянских собак, которые отличались бесстрашным и несгибаемым характером.
Славяне Древней Руси добивались определенных успехов в коневодстве, скотоводстве и собаководстве. В VI – IX веках уровень развития животноводства у них был выше, чем у других народов.
Меделянских собак с успехом использовали в разведении с гончими, с целью добиться усиления злобы к диким хищникам. В результате такого скрещивания, образовались линии костромских гончих. О костромичах ходят легенды. Это были злобные травильные собаки, которых использовали в охоте на медведей, кабанов, волков и других диких животных. Когда шла охота костромичами, то крестьян предупреждали, чтобы те прятали домашний скот и другую живность, т.к. на пути этих злобных собак все живое испытывалось на прочность. Пара костромских гончих могла свободно задрать крупного быка или лошадь.
К большому сожалению, потомки русских меделян исчезли в начале прошлого века, а линии славных костромичей растворилась в большой массе русских гончих.
Древние крупные породы пастушьих собак были широко распространены у кочевых племен Средней Азии, которые были расселены от восточного берега Каспийского моря до северо-западных районов Индии, от степей Приаралья до берегов Индийского океана. В Индии были известные могучие, древние собаки из Гандахры (область). До наших дней сохранилась одна история, когда Александр Македонский получил в подарок от царя Сопейфа огромного кобеля, который должен был на равных сражаться с любым хищником, будь-то лев, тигр или какое-либо другое хищное животное. Далее говорится, что была предпринята попытка, пустить этого грозного кобеля против льва. При виде царя зверей пес даже не сдвинулся с места. Александр Македонский приказал его убить. Узнав об этом индийский царь сделал еще один подарок, при этом сказал, чтобы этого кобеля травили только с очень сильными животными, и если Александр прикажет его убить, то подобных этим гладиаторам у него не осталось.
За последние сто лет исчезли ценнейшие породы собак, среди которых и многие древние породы волкодавов. Долголетие у разных пород различно, оно зависит от объема особей, ареала и уровня селекционной работы с ней.
Порода – категория историческая и вечно существовать не может. Чем интенсивнее собаководство, тем сильнее происходит процесс межпородной конкуренции, в результате которого породный состав обновляется.
Расширение ареала лучших пород азиатских волкодавов привело к резкому сокращению поголовья. Возникла угроза их исчезновения.
Срок существования пород собак различен. Многие исчезнувшие породы имели большую генетическую ценность. Примером тому могут быть исчезнувшие аланские, кыргызские, крымские волкодавы и т.д.
Частично сохранились, но все же в несколько метизированном виде казахские и узбекские волкодавы, с прилитием кровей волкодавов из Таджикистана и Туркменистана.
Многие древние азиатские породы волкодавов были вывезены из мест исконного обитания в другие регионы планеты, где скрещиваясь с местным поголовьем собак, дали начало новым мастифо- и догообразным породам.
До наших дней сохранилась, ценнейшая порода ТУРКМЕНСКИЙ ВОЛКОДАВ (АЛАБАЙ).
Судя по костным останкам она существовала в VI тыс. до н.э. В Туркмении, при раскопках города бронзового века Алтын-депе (конец III – начало II до н.э.) найдены кости, глиняные фигурки собак, а также терракотовая статуэтка с изображением собаки, напоминающей современного туркменского волкодава.
Никто точно не знает, как когда и как появились предки нынешних алабае на территории Туркменистана. То ли это потомки мастифообразной собаки Иностранцева, костные остатки которой найдены в районе Курска, Чернигова, Красноярска и т.д., то ли это потомки или братья грозных меделянских собак, успешно размножающихся еще до времен Ивана Грозного и также успешно пропавшие в эпоху «великих октябрьских перемен». Существует много версий о происхождении великих воинов пустынь, но главное ли это? Главное то, что аналогов в мировой кинологической практике по древности, чистоте происхождения и рабочим качествам алабаев нет. Породу успешно разводят на протяжении более 5 тыс. лет!
За этот огромный промежуток времени территорию современного Туркменистана населяли различные племена и народности, исчезали в пламени войн селения и города, высыхали и изменяли свои течения реки. Можно себе представить место волкодава в эти сложные и страшные времена. Но все же эта порода сохранилась, и человек от нее требовал одного – работы и служения ему. Особи, которые не устраивали людей по тем или иным признакам, строго выбраковывались.
Порода выдержала времена завоевания Средней Азии арабами, мягко говоря, неуважительно относились к этим собакам и просто-напросто их уничтожали, но все же не уничтожили до конца… Поэтому бытует мнение, что есть селения, в котором неуважительно относятся к алабаям. Вряд ли могла быть сохранена порода, к которой относились и относятся с презрением.
В древние времена существовал обычай особого отношения к собакам. Большое несчастье грозило тому, кто обижал это животное. Человек при виде бездомной собаки обязан был привести ее домой и накормить, а та, в свою очередь, выбирала, оставаться ей в этом доме или нет.
Хорезм Шах Мухаммед правитель Хорезма, сильнейший из мусульманских владык XIII века, имел огромных свирепых собак, которые охраняли его покои и гаремы. У него также были и собаки-людоеды. Провинившихся людей заключали под стражу и содержали в башне, а тех, кого приговаривали к смертной казне, сбрасывали вниз со ступенек этой башни. Внизу, на земле, с заключенными разделывались несколько свирепых, лохматых, страшных на вид псов-людоедов.
Летописцы упоминают, что у Субудай-Багатура, известного полководца Чингисхана, были два огромных, злобных, рыжих волкодава, которые содержались на цепи. Они выполняли охранные функции.
Линии злобных собак разводили отдельно, изолированно. До настоящего времени об этих животных сохранились легенды, им посвящаются кинофильмы, о них пишут книги. Наверное, человек нуждается в таких собаках, так как рядом с обузданным хищником жить безопаснее, спится, как-то спокойнее. Но вот управлять таким зверем дано не каждому. В некоторых каахкинских линиях сохранилась врожденная злоба, которую легко разбудить, но вот обуздать ее дано не каждому. Обладать таким экземпляром, все равно что владеть ХОЛОДНЫМ оружием.
В. Мартенс сказал, что развить у собаки злобу проще, чем потом ее укротить и умерить.
Бытует мнение, якобы, всех злобных к человеку собак туркмены истребляют… Да , это верно, но истребляли-то неуправляемых особей! А иначе и не могло быть, порода имеет исключительно пользовательское предназначение.
В Сибири охотник застрелит нерабочую лайку, так как на охоте красивая, но нерабочая, неуправляемая собака не нужна никому, она просто пустышка. Поэтому у пород лаек очень малый процент рабочих собак.
Туркменский волкодав (алабай) – это аборигенная порода, которая формировалась стихийно, главным образом под влиянием естественного и искусственного отборов. Эта порода хорошо приспособлена к определнным климатическим условиям и характеризуется универсальной работоспособностью.
Практическое использование этих собак, как волкодавов, а также как травильных на диких зверей, сохранило их в неизменном виде.
С туркменскими алабаями прекрасно охотиться на диких ослов, кабанов и других животных. Благодаря крепости сложения, необычайной выносливости, а также великолепным охранным качествам, этих собак используют на разных службах. Уникальность породы заключается в особенности, выживать в дикой природе, она наделена высоким собачьим интеллектом, и в экстремальной ситуации волкодавы принимают единственно правильное решение.
Можно много рассказывать о тысячелетней истории и ничего при этом не иметь. Туркмены все же сохранили древнюю рабочую собаку для потомков.
Чтобы сохранить алабая в первозданном виде, не нужно изобретать, как его разводить, как испытывать племенное поголовье, как вести селекцию. Нужно лишь изучать его т руководствоваться теми принципами, которыми пользовались туркмены-чабаны несколько тысячелетий!
Одним из главных критериев отбора туркменских волкодавов для разведения является тестирование боевых качеств. Альтернативы испытаниям алабаев по боевитости и неукротимости нет.
Новоявленные «специалисты» породы туркменский алабай предлагают разные варианты испытаний волкодавов для селекции. Попросту говоря, предлагают варианты уничтожения древней породы.
Один «специалист-теоретик» в области волкодавов предположил свой вариант тестирования: нужно надеть противогаз на голову (не извество кому?), взять в руки флажки, еще можно усложнить задачу и вставить между ног веник, при этом его поджечь, чтобы приучать собаку к огню. Нормально?
Вот бы посмотреть на инструктора и на поведение волкодава в такой ситуации.
Товарищи-теоретики, оставьте аборигенные породы волкодавов в покое и экспериментируйте на какой-нибудь другой породе собак или на … кошках.
Мы знаем истории, чем чреваты опыты над разными животными.
Безвозвратно утеряны многие ценнейшие рабочие породы собак. Туркменский волкодав – порода, которая не нуждается в экспериментах. Нужно просто-напросто сохранить то поголовье, которое мы имеем в чистопородном виде. Породе грозит полная или частичная метизация с родственными породами азиатского происхождения, а также со среднеазиатской овчаркой, которая накопила в себе элементы многих пород, и видоизменилась до неузнаваемости. На выставках автору приходилось видеть «испанских мастиффов», «сенбернаров», собак отдельно напоминающих догов, «ротвейлеров», чепрачных черномордых собак, напоминающих известную породу и т.д. Интересно то, что обладатели данных экземпляров свято верят в породность своих «среднеазиатских овчарок», купленных за баснословные деньги. Заводчиков, которые породили на свет таких вот метисов трудно отыскать, так как у таких собак в родословных обрезаны трети, а зачастую вторые и первые поколения предков. Такие особи не подходят в старый стандарт САО, а вот в новый они войдут. Судьи на выставках почему-то не выбраковывают таких собак, у чему это приведет, покажет время.
Стандарт же на туркменского алабая не изменяется изпокон веков. Вот как описывали чабаны своих собак:
- сам большой;
- голова, как казан;
- между ушами плоско, как подушка;
- между глазами широко;
- нос смотрит вниз;
- нос короткий, есть и длинее;
- ребра, как крышка на казан;
- руки, ноги – толстые;
- в пояснице не тонкий.
Практически, это был первый стандарт, дошедший до наших дней из древности.
Чабаны руководствовались принципами, которые существовали и существуют в дикой природе у животных разных видов.
Например, маленькие хорьки устраивают семьи и живут парами в норах. В брачный период самка оставляет запах на земле, который привлекает других самцов. В это время случаются стычки самцов, которые заканчиваются гибелью, либо бегством слабой особи. Сильному достается в награду самка и место под солнцем.
Другой вид животных – дикие степные козлы – сайгаки. В период спаривания самцы собирают самок в гаремы. И только сильнейшему достается гарем. В это время гибнет более 70%!!! самцов-сайгаков. Вот так жестко природа отбирает производителей, для продолжения рода в естественных условиях. Таких примеров можно приводить много.
Отбор для селекции, казалось бы, таким вот странным способом, происходит уже несколько тысячелетий и среди производителей туркменского волкодава.
Благодаря боевым рингам, которые устраивают в разных городах Туркменистана образовались и сохранились старые кровные линии. Их туркмены разводят в чистоте.
В каждом регионе местные жители хорошо знают своих чемпионов. Для того, чтобы разводить породу на высоком уровне, нужны знания законов генетики, опыт, интуиция и видение будущего волкодавов, нужны профессионалы, обладающие этими качествами.
В Туркменистане существует центральный клуб туркменского волкодава «Туркмен ит», который объединил собаководов-любителей, культивирующих разные линии и семейства.
Клуб ежегодно проводит тестирования и выставки волкодавов, выявляя лучших представителей породы. В городе Ашгабаде в январе 1992 года на учредительном собрании кинологов был принят стандарт туркменского волкодава. 1 апреля 1993 г. Стандарт был утвержден министром сельского хоз-ва и продовольствия Туркменистана.
Стандарт туркменского волкодава (алабая)
Может ли вообще стандарт изменяться, если порода сохранила на высоком уровне свои рабочие качества, свой генотип и фенотип, на протяжении, более 5 тысячелетий?
Чтобы поддержать сложную структуру породы, с ней ведется систематическая племенная работа. Туркменский волкодав характеризуется постоянством признаков, исторической устойчивостью и наделен несокрушимой силой наследственности. Эти свойства обусловлены чистотой происхождения, углубленной племенной работой, системой отбора, подбора особей, а также стройной системой испытаний производителей.
Любая порода делится на племенную и неплеменную (пользовательную) части. Племенная часть представлена наиболее ценным, чистопородным поголовьем. Использование улучшающих качеств племенных производителей, позволяет совершенствовать неплеменную часть породы. Кровных производителей и производительниц туркменского алабая используют в разведении для улучшения рабочих качеств САО разного калибра.
Для сохранения туркменского волкодава, также используют в разведении туркменских собак, что сохранило и сохраняет породу, но уже с измененным фенотипом. К большому сожалению древняя порода изменяется до неузнаваемости.
Практически, во всей Средней Азии очень ценятся чистопородные алабаи. В Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, а также в некоторых регионах Кавказа любители с гордостью демонстрируют туркменское происхождение собак, которые в общей массе, выделяются рабочими качествами и красотой.
Порода – продукт человеческой деятельности. Чтобы поддержать ее племенные качества на высоком уровне, нужна стройная система племенной работы с линиями и семействами. Благодаря целенаправленной селекции удалось сохранить на высоком уровне чемпионские линии боевых кобелей. Усилиями истинных любителей и ценителей, порода сохранилась практически без изменений. Одним из старых селекционеров Туркменистана считается Рахман Гытыков.
В период гражданской войны поголовье туркменского алабая, резко сократилось. Лучший племенной скот уходил за границу в Иран, Афганистан и другие страны. Вместе с отарой уходили и лучшие волкодавы. В это время Р. Гытыкову удалось сохранить несколько племенных кобелей. Они имели ценное происхождение и обладали прекрасными рабочими качествами. От этих производителей он продолжил разводить знаменитых таджикских волкодавов, используя также ценный племенной материал, находящийся у других чабанов.
В послевоенные годы он работал зоотехником в колхозе им. Кирова г. Теджена, где занимался селекцией породы. Породистых щенков талантливый селекционер отдавал в отары чабанам и за каждую особь с них строго спрашивал. Его ученик и преемник Гундогры Сапаров считает, что если бы не Рахман Гытыков, то лучшие тендженские волкодавы не сохранились бы до наших дней. Дело, начатое Р. Гытыковым в селекции тендженских линий, успешно продолжают Мухаммедов Ага, Гундогды Сапаров, семья Кяризовых и некоторые другие разведенцы. Мухаммедов Ага получил в подарок от Рахмана Гытыкова кровного черно-пестрого щенка, который был назван Гапланом. Щенок вырос в огромного красивого кобеля ростом более 80 см. Гаплан был одним из лидеров тендженских боевых рингов, он также охранял отары, с которыми работал его хозяин. Но самое главное то, что питомец Мухамедова оказался прекрасным производителем. От него родились знаменитые волкодавы Туркменистана. Одним из ярких сыновей Гаплан был Геза-Гара (вл. Мухаммедов Ага), который в возрасте 2.5 лет стал чемпионом Туркменистана!
Гундогды Сапарову удалось получить дочь Гаплана Кара-Баш. Она была также черно-пестрого окраса, обладала прекрасными бойцовыми качествами и оказалась отличной производительницей. Ее знаменитый сын двухкратный чемпион Туркменистана ТОХМЕТ (вл. Мухамедов Т.) покорил сердца любителей волкодавов не только в Туркмении, но и Кавказа. После знаменитого поединка с чемпионом Кавказа Барбосом (вл. Сердюков В.) Тохмета хотели купить на Кавказ и в Москву за 25 тыс. долларов, но его владелец отверг все предложения. В чемпионе сочетались как бойцовые, так и экстерьерные качества. При весе 74 кг, росте 78 см и обхватом пясти 16 см у него не было признаков сырости, это был настоящий атлет. После громких побед на боевых и экстерьерных рингах его начали использовать в разведении. По отцу Тохмет принадлежит к известной каахкинской линии Кара-Геза (Готура) – вице-чемпиона Туркменистана, чемпиона Теджена 1986 года. От вязки чемпиона Тохмета и Сакар-Гуш, принадлежащий Мухамедову Танрыкули, был получен очень интересный помет в накоплении старых тендженских кровей, из который в разведении использовались как кобели, так и суки. Это – Шапинен и Кара-Гез (вл. Рогальский А.) и Аладжа (вл. Завялов В.), которые были вывезены из Ашгабада в Москву.
Известным потомков собак Рахмана Гытыкова был Кара-Хан (вл. Нурягдыев А.). По отцу он принадлежал к линии Алашира (вл. Сабур), а по матери был внуком Кара-Баш (вл. Сапаров Г.) Кара-Хан бы финалистов чемпионата Туркменистана 1996 года. В финале не участвовал, так как был подарен в Москву Игорю Горохову. От Кара-Хана и кара-Гез, принадлежащих Нурягдыеву, был получен помет, из которого Хасар и Аждар использовались в разведении. Эти кобели через матерей несли крови трехкратных чемпионов Туркменистана Ак-Гуша и Кара-Келе, принадлежащих Нурягдыеву А., а также двухкратного чемпиона Туркменистана Ак-Екемена (вл. Мередов С.) и чемпиона Туркменистана Гек-Екемена (вл. Яазов).
Хасар (вл. Нурягдыев) испытывался в 1997 году в Ашгабаде, был участником международных турниров в Симферополе и Москве (Внуково). После громких побед, этого кобеля купил для племенного использования Рогальский А.
От Хасар и Кара-Гез, дочери Тохмета, получен помет, из которого мы имеем в пользовании Хабиба (вл. Пугач О.). Хабиб инбридирован IV-III на Кара-Баш (вл. Сапаров) и IV-III на родительскую пару Алашир-Ак-Белек – дочь Теджен-московского Гаплана, принадлежащих Сабуру.
Хабиб (вл. Пугач О.) успешно тестировался в Орле, Коломне (Московская обл.), Киеве. Участвовал в выставках и имеет высокие оценки у разных судей. Но самое главное – этот кобель оказался прекрасным прозводителем. В малом количестве вязок в разных сочетаниях получено замечательное поголовье как туркменских, так и среднеазиатских волкодавов. От вязки Хабиба и Джулдуз в инбридинге II-III на Хасара и IV-V.V на чемпиона Ак-Гуша получено интересное племенное поголовье, которое в дальнейшем будет использоваться в разведении породы туркменского волкодава. От вязки Хабиба и Элли (Калтаман+Э-Гюльчи) получен помет с большим накоплением тедженских кровей, яркими представителями которого является юный чемпион России Эмир-Хан (вл. Переярченкова Л.), который в годовалом возрасте имеет 6хСАС, и Эркен (вл. Пугач О.), имеет оценку «большая перспектива» (собака не принимает участия в выставках, т.к. научно-исследовательский сектор ЕСВВ рекомендовал этого волкодава в числе других для использования в «Международной комплексной программе по налаживанию и систематизации общего положения популяции пород волкодавов в СНГ с целью сохранения, пополнения, усовершенствования генофонда собак», которую Центральный питомник волкодавов ЕСВВ осуществляет совместно с Национальным аграрным университетом Украины, Институтом разведения и генетики, Институтом агроэкологии и биотехнологий Украинской академии аграрных наук – прим. авт.).
Мы надеемся, что эти кобели в зрелом возрасте успешно пройдут тестирование боевых качеств и в дальнейшем будут использоваться в племенном разведении.
Большая селекционная работа семьи Кяризовых позволила сохранить ценную рахмангытыковскую линию Старого Елбарса через сына Гоймота (по матери он был внуком Черного Екемена).
Великий воин Кара (черный – по-туркменски) Екемен не знал поражений на боевых рингах. В его активе есть победы над сильнейшими волкодавами Туркмении. О нем говорили старики, что никогда не подаст голос, даже если отрубить ему лапу. Кяризовым удалось сохранить линию Черного Екемена через сына Эрлена (вл. Кяризов). Он был белого окраса, и являлся финалистом чемпионата Туркменистана 1982 г. По сей день Эрлен считается одним из эталонов породы туркменского волкодава.
В настоящее время используется в разведении Акелла-III (вл. Кяризов Какыш), инбридный II-II на Эрпена, III – III, IV на Кара Екемена.
Сыновья Акеллы-III прекрасно используются в разведении и показывают высокие результаты на боевых рингах, а также на выставках разных государств.
В Туркменистане существует много энтузиастов породы, которые поддерживают качество этих линий на высоком уровне.
Чтобы объединить единомышленников и сохранить породу туркменского волкодава в чистоте в Киеве организован Центральный питомник волкодавов Украины (учредители ЕСВВ и Национальный аграрный университет Украины). Для работы в питомнике задействованы лучшие специалисты по разведению, тренингу, дрессировке алабаев и САО. Собран очень ценный племенной материал для селекционной деятельности.
Специалисты центрального питомника поддерживают связь с профессионалами из Туркменистана, а также с питомниками, которые занимаются разведением чистокровных туркменских алабаев на территории стран СНГ.
Дружба, общие интересы, обмен племенным поголовьем – слагаемые успеха!
Достоинство породы туркменский волкодав (алабай) – это сочетание уникальных рабочих качеств и экстерьера, сохраненных на протяжении тысячелетий.
Главная оценка работы селекционеров – это благодарность владельцев кровных щенков и взрослых особей, которые в дальнейшем займут достойное место в родословных будущих чемпионов, продолжателей знаменитых линий и семейств.
Туркменский волкодав – это дорогостоящий бриллиант, который не нуждается ни в обработке, ни в дорогостоящей оправе, так как огранен и оточен ветрами пустынь и вековой историей.
Туркменский алабай нуждается в высококлассных «ювелирах», которые с достоинством и пониманием отнеслись бы к древней аборигенной породе, способных сохранить уникальных собак для потомков и защитить этих детей породы от влияния цивилизации.